ФорумФорум  ПравилаПравила  Сайт форумаСайт форума  Сайт ИмпульсаСайт Импульса  Форум ИмпульсаФорум Импульса  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ТранслитТранслит  ВходВход  РегистрацияРегистрация  

Загрузка...

Форум - неотъемлемая часть сайта
Наши невнимательные гиперактивные дети

- Архив форума 1
- Архив форума 2

- Для размещения сообщений необходима регистрация.
- Если вы новичок, прочтите раздел
Обязательно читать.
- Личные адреса администраторов указаны в профиле для обращения по вопросам, которые невозможно или неуместно обсуждать в открытом доступе. Остальные вопросы задавайте только на форуме.
- Реклама на форуме запрещена!
- Соблюдайте, пожалуйста, Правила форума.

Администраторы
Мышь и Пеппи

Важные темы:
Последние темы
» Помогите советом с выбором школы
автор kattov Сегодня в 3:27

» Ростов-на-Дону и Ростовская область
автор Оляля Сегодня в 2:32

» жалобы на Колю
автор Riton812 Сегодня в 2:10

» Похоже, что СДВГ.
автор Dion McCeht Сегодня в 0:30

» 13 лет - диагноз СДВГ. Мы начинаем жить по-новому.
автор Нуар Вчера в 23:13

» Поведение в школе не блещет.
автор Korica Вчера в 22:16

» ЕГЭ 2017 Прорвемся?
автор Vita Вчера в 20:28

» История моего сыночка Павла
автор platinum Вчера в 19:50

» Гиперактивность/школа/тупик
автор Снорк Вчера в 16:40

» СДВ+инфантилизм
автор Винтер Вчера в 16:04

Мой профиль






Поделиться | 
 

 8 лет - не говорит звук "Л"

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Радуга



География : C-Петербург
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2000

Прежний ник : Rainbow
Сообщения : 3427
Регистрация : 2008-09-10

СообщениеТема: 8 лет - не говорит звук "Л"   Чт 16 Окт 2008 - 21:01

Здравствуйте, Светлана. Вот, собственно - у него звук "Л" больше похож на "В" ... Теперь хочу спросить - если до сих пор так и не научился ее говорить - нужна ли логопедическая коррекция, или как говорится, само рассасется? да, мягкий звук "Л" говорит. В садике 2 года назад с ним логопед занималась, она ему и поставила мягкий звук, а вот твердый - никак. В словах слышит эту букву, при письме тоже не пропускает ее.
Вернуться к началу Перейти вниз
Mirt



География : Москва
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1999

Прежний ник : Mirt
Сообщения : 183
Регистрация : 2008-09-09

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Чт 16 Окт 2008 - 22:18

Можно я тоже присоединюсь?У меня аналогичный вопрос, только по букве Р, причем твердая.Мягкую произносит четко.У меня тоже была картавость класса до пятого, потом выравнялось.
Вернуться к началу Перейти вниз
Медянка



География : Россия Москва
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2000 и 2004

Прежний ник : Надюшка
Сообщения : 1373
Регистрация : 2008-09-09

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Чт 16 Окт 2008 - 22:55

Светлана, Вы не будете возражать, если я то же бу ду иногда отвечать на вопросы, т.к. я то же работаю логопедом?

Райнбоу!
Если до сих по звук на место не встал, то уже не встанет. Сходите к логопеду в пол-ку по месту жительства. Иногда бывает достаточно месяц позаниматься, чтобы л встало на место. Сейчас пока сами попробуйте научить говорить л. Губы в улыбке, зубы сближены и прикусываюткончик языка, пытаясь произнести звук л. А звук В идет от движения губ. А при произнесении л губы не участвуют.

Мирт!
Всегда сложно объяснить дистанционно. Нужно увидеть и услышать. Сходите к районному логопеду.
Вернуться к началу Перейти вниз
дикая птица



География : москва, т.стан
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2002(темат) + 2005

Сообщения : 183
Регистрация : 2008-09-16

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Пт 17 Окт 2008 - 4:05

Надюшка пишет:
Губы в улыбке, зубы сближены и прикусываюткончик языка, пытаясь произнести звук л. А звук В идет от движения губ. А при произнесении л губы не участвуют.
Начали делать это упражнение неделю назад (нашла в интернете) - заметный прогресс!!!, правда, когда забывается - опять ль :холёдный, (сразу и не вспомню - вместо ла - ля). Но я напоминаю постоянно, нашла занятия для "р" - но еще не пробовали

здесь про замену "л" другими звуками
Вернуться к началу Перейти вниз
Медведица



География : Москва
Женщина Прежний ник : Мама Миши
Сообщения : 982
Регистрация : 2008-09-18

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Сб 18 Окт 2008 - 23:41

А мой не говорит л мягкую,дочка вообще в школу когда пошла,мне логопед сказала,что она ни одной буквы не говорит правильно,сейчас ей 22,нормально все.Главное что бы на письме не отражалось.Мы с кем только не занимались,ну никак.
Вернуться к началу Перейти вниз
Радуга



География : C-Петербург
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2000

Прежний ник : Rainbow
Сообщения : 3427
Регистрация : 2008-09-10

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Сб 18 Окт 2008 - 23:52

Уее, спасибо за ссылку - интересная и полезная Smile
Вернуться к началу Перейти вниз
swetok
Консультант-логопед
Консультант-логопед


География : Россия, Челябинск
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1968, 2002, 2007

Сообщения : 235
Регистрация : 2008-09-27

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Вс 19 Окт 2008 - 16:21

Извиняюсь за задержку с ответами. У моих, видимо, осеннее обострение. ;)
Как только сажусь за комп, начинают драться, беситься или просто дёргают за рукав и утаскивают к себе.

Итак, отвечаю rainbow
В принципе, основу уже Надюшка написала, но я бы начала издалека, чтобы уж всё закрепилось точно.

Ваша проблема в том, что язычок не принимает участия в произнесении звука, к верхним резцам вместо него двигается нижняя губа.

При замене л на в(у) необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.


Постановку звука логопед обычно разделяет на несколько этапов, примерно таким образом:

1. Подготовим речевой аппарат к правильному восприятию и произношению звука.

1.1. Артикуляционная гимнастика для вас будет выглядеть примерно так:
«почистим нижние зубки»: рот закрыт, язычком проводим между нижней губой и зубами влево-вправо

«иголочка»: рот открыть. Узкий напряженный язычок выдвинуть как можно дальше.

«наказать непослушный язычок».
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

«Вкусное варенье».
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Пароход гудит»
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
Когда уже будет хорошо получаться, меняем звук пароходика на «ллллллллллллл», произносится с высунутым кончиком язычка между губами

«Индюк»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Качели»
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка»
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание! 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Лошадка едет тихо»
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.
Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2.Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3.Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Постарайтесь делать хотя бы несколько (3-4) из этих упражнений. Это поможет "накачать" мышцы артикуляционного аппарата, участвующие в произнесеннии звука "Л", постановка звука станет лёгкой, и звук быстрее автоматизируется, войдёт в речь без проблем.

1.2. формируем плавную, сильную хорошую воздушную струю. Просите сдуть скомканную бумагу, вату, всё, что позволит ваша фантазия. Научитесь свистеть (не дома=)))) Научите, чтобы губки были напряжены равномерно, настоящей трубочкой, струя сильной, направленной.
Делаем упражнение «Дует ветерок»
Цель. Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.


1.3. Параллельно займитесь развитием фонематического слуха. Слушайте классику, шорохи и звуки вашего дома. Поиграйте в такую игру: кто назовёт больше звуков на улице. И т. Д. и т.п. По дороге в школу, например, пусть угадывает то на какую букву начинается слово, то кончается, то какая в середине.

2. Собственно постановка звука.

Обратите внимание ребёнка, что во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:

губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;
зубы незначительно разомкнуты;
язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;
между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.
(потренируйтесь, попробуйте спеть с ним напару, сохраняя и демонстрируя ему такое положение органов артикуляции)

Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим:
губы растянуты в стороны, как при улыбке;
язык - кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы ("бугорки") за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.

Теперь займёмся постановкой звука..
Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом) Скоро ребенок научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.

Когда ребенок освоит это упражнение, приступите к постановке звука л при межзубном положении. Предложите ребенку произносить звук a в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Пусть он повторит это упражнение перед зеркалом 5 - 6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще чередуя это движение с произнесением звука a. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и, вы услышите сначала слоги ал, ал, ал, затем - ла, ла, ла. При этом обратите внимание ребенка на положение языка: «Следи за своим языком, прикажи ему, чтобы он не убегал от тебя в рот, держи его зубами». В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения звука a, попеременно прикусывать и отпускать язык. Таким образом, у него получатся слоги ла, ла, ла. Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Ребенку предлагают поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы, лы, лы. В сочетании со звуком ы звук л приобретает бОльшую четкость.

Попробуем добиться правильного произношения звука при помощи упражнений:
«песенка пароходика»: «ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ». Обратите внимание ребёнка, что язычок приклеился к верхнему нёбу, кончик немного высунут изо рта.

(если не получилось)
Потренируйте произношение звука в звукосочетании АЛА. Первое время можно немного прикусывать кончик языка зубами. Последним гласным звуком ребенок должен "целиться" себе в ладонь. Если смягчение сохраняется, пусть ребенок произносит слог ЛА, прижимает к верхним резцам нижнюю (тыльную) часть кончика языка. Для этого ему придется загнуть вверх кончик языка, а среднюю часть спинки языка опустить (выгнуть язык "ковшиком"). Поскольку мягкость звучания образуется в результате подъема средней части спинки языка, этот прием устраняет ее. Потом произносить слоги с другими гласными. Только, когда ставите звук, не говорите, над каким звуком вы работаете, пока этот звук не будет получаться безошибочно, чтобы не вызывать дефектного звука.

(если не получилось)
Попробуйте так: предложите ребёнку тянуть нараспев ааа и одновременно, не прерывая голоса, многократно и ритмично поднимать и опускать к верхней и нижней десне узкий кончик языка. В момент прикосновения к дёснам слышится звук л ( ла-ла-ла), который и закрепляем.


3. Затем, когда звук уже появился, начинаем его автоматизацию. Сначала поём звук изолированно, потом говорим слоги, слова, словосочетания, предложения с этим звуком.

Повторяем слоги отраженно, прикусывая кончик язычка, который немного высунут за зубки: (2-3 РАЗА):
ЛА-ЛА-ЛА
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
ЛО-ЛО-ЛО
ЛУ-ЛУ-ЛУ
АЛ-АЛ-АЛ
УЛ-УЛ-УЛ
ИЛ-ИЛ-ИЛ
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ
ЛЫ-ЛУ-ЛО-ЛА
ЛО-ЛУ-ЛВ-ЛЫ
ЛА-ЛЫ-ЛУ-ЛО
ЛУ-ЛЫ-ЛЫ-ЛО
ЛЫ-ЛА-ЛО-ЛУ
ЯЛ-ЁЛ-ЮЛ-ИЛ-ЕЛ
АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ
АЛ-ЯЛ-ОЛ-ЁЛ
АЛ-АЛ-АЛ-МАЛ
ОЛ-ОЛ-ОЛ-КОЛ
ЛА-ЛА-ЛА-ЛАПА
ЛО-ЛО-ЛО-ЛОМ
ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУК
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫЖИ
УЛ-УЛ-УЛМ-МУЛ
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ-БЫЛ

СЛОВА ДЛЯ АОВТОРЕНИЯ ОТРАЖЕННО: лаз, лак, лапа, юла, зола, дела, жила, халат, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.
Лом, лоб, слон, лов, лось, лодка, ложка, обложка, локоть, блокнот, лошадь, чулок, мыло, шило, сало, болото, пилот, слог, калоши, глобус, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.
Лук, луч, лужа, лунка, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, каналы, пенаолы, вокзалы, каникулы, глыб, малыши.

ТЫ НАЧНИ, А Я ЗАКОНЧУ:
Ла-ла-ла- вот дела!
Лы-лы-лы – мой полы!
Лу-лу-лу – на полу!
Ло-ло-ло – мне тепло..
После того, как ребёнок запомнит этот текст, поменяйтесь ролями.

ПОВТОРЯЕМ ОПЯТЬ J ОТРАЖЁННО
Бал, вал, дал, жал, зал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, капал, топал, выгнал.

Вол, гол, кол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, поддень, укол, чехол, щегол, футбол.

Гул, дел, стул, аул, булека, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шлёпнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, суенул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.
Ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

Мыл, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.

Вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчёлка, осёл, козёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка.

Ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обиденл, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

Бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.
Можно рассматривать эти упражэнения как игру. Например, составлять из этих слов рассказ. Смешно получается.

ТЫ НАЧНИ, А Я ЗАКОНЧУ:
Ал-ал-ал – слишком мал
Ол-ол-ол – вымой пол
Ул-ул-ул – ветер дул
Ил-ил-ил – траву косил
Ел-ел-ел – белый мел.
Поменяться, как запомнит.

Я НАЧНУ, А ТЫ ПРОДОЛЖИ:
Я встаю – я встал
Я сажусь - …
Я рисую - …
Я падаю - …
Я пишу - …
Я ставлю - …
Я поднимаю - …
Я покупаю - …

СЛОВА ОПЯТЬ - ПОВТОРЯЕМ ЗА МАМОЙ:
Благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, слава, сладкий, слабый, сглазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, клубок, клубника, плуг., слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, клыки. Плыть, слышать, котлы , хлыст.

Ещё у меня есть пословицы, поговорки , стишки с "л". Надо?

Далее следует тоже очень ответсвенный этап - звук должен закрепиться в речи ребёнка. Поэтму, пожалуйста, слушайте, КАК говорит ваш сын, и если услышите неточность, попросите поправиться (но только максимально доброжелательно, чтобы на вызвать негативизма Smile ), обратитие его внимание как красиво и правильно он стал говорить, подчёркивайтепри любом удобном случае, как вам и окружающим нравится его правильная и красивая речь. Удачи!
Вернуться к началу Перейти вниз
swetok
Консультант-логопед
Консультант-логопед


География : Россия, Челябинск
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1968, 2002, 2007

Сообщения : 235
Регистрация : 2008-09-27

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Вс 19 Окт 2008 - 16:56

Постановка звука "Р" по той же самой схеме Smile

1. Потренируем артикуляционный аппарат, подговтовим его к произнесению звука.

1.1. Будем делать такую артикуляционную гимнастику:

1) Общие упражнения:

1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз). (губки вытянули трубочкой - растянули в улыбочку)

4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз). (сделали голливудскую улыбку во все 33 зуба - убрали)

5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз). (рот приоткрыть, язычок положить на нижнюю губу, сделать максимально плоским и широким, как лопата - немного вытянуть вперёд, сделать длинным, тонким и толстым, как иголочка)

6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов: «Верх – вниз, вверх – вниз…»
Не забывайте отдыхать Smile

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Р]:

1. - Сделаем упражнение «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем верхние зубки изнутри (под счет до 10 по 3 - 5 подходов). 

2. Упражнение «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 3 - 5 подходов).

3. Упражнение «Грибочек»: оскал, присасываем кончик и спинку широкого языка к твердому небу и удерживаем в этом положении (под счет до 10).

4. Выполним упражнение «Гармошка»: делаем все также как и при выполнении упражнения «Грибочек», но открываем и закрываем рот (под счет до 10)

5. "Среляем из автомата": "дддддддддддддддддд", причём язычок как бы загнут за альвеолы (бугорки на верхнем нёбе), получается такая английская D Smile

1.2. Формируем плавную, сильную хорошую воздушную струю.Просите сдуть скомканную бумагу, вату, всё, что позволит ваша фантазия. Научитесь свистеть (не дома=)))) Научите, чтобы губки были напряжены равномерно, настоящей трубочкой, струя сильной, направленной.
Делаем упражнение «Дует ветерок»
Цель. Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

1.3. Тренируем фонематический слух
- Что такое ветер, гром, гроза, радуга? (Природные явления)
- Когда эти природные явления бывают? (Весной, летом, осенью)
- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Р])
- Назови слова, в которых звук [Р] стоит:
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.

Задание на развитие фонематического слуха.
- Если услышишь звук [Р] среди других звуков, подними руку:
• А, о, Р, у, л, Р, д, л, Р, д, Р.
- Если услышишь, звук [Р] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:
• Ро, ры, су, ур, фо, до, па, Ра, ад, Ир, ил, ор, ол.

2. Постановка звука "Р" 

Обратите внимание ребёнка, какое положение принимает артикуляционный аппарат при произнесении звука "Р":
Когда мы произносим звук [Р]:
- в каком положении находятся губы? (в улыбке);
- а зубы? (их видно);
- что делает язычок? (упирается в верхние бугорки, дрожит);
- что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).
- Дай характеристику (акустическую) звука [Р]: ( звук [Р]: согласный (т.к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т.к. голосовые связки вибрируют) и твердый.

Собственно постновка звука
Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и просят помочь "заести машину": длительно произносить звук похожий на дзжин (слышится что-то cреднее между этими звуками: з с призвуком ж или наоборот)

(если не получилось)
можно многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий).
Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка.
Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к дл. Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор.
Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах,, добиваясь раската с механической помощью.
Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.
Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора - двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др - др).
Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания тр (др) слышится тл, это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом.
После закрепления произнесения короткого тр (др) необходимо тренировать раскатистое длительное тр (др) - вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев.

Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку р одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

3. Автоматизация звука "Р"

вот здесь, на ввышеупомянутом сайте, оказывается, всё  уже есть:
http://www.logoped.ru/zv-r10.htm
http://www.logoped.ru/zv-r11.htm
 
материал частично взят с сайта логобург.ру
Вернуться к началу Перейти вниз
Радуга



География : C-Петербург
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2000

Прежний ник : Rainbow
Сообщения : 3427
Регистрация : 2008-09-10

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Вс 19 Окт 2008 - 17:16

Спасибо, Светлана, за ответ Smile Будем еще раз пробовать пока сами, а если не получится пойдем к логопеду
Вернуться к началу Перейти вниз
swetok
Консультант-логопед
Консультант-логопед


География : Россия, Челябинск
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1968, 2002, 2007

Сообщения : 235
Регистрация : 2008-09-27

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Вт 21 Окт 2008 - 16:04

Надюшка пишет:
Светлана, Вы не будете возражать, если я то же бу ду иногда отвечать на вопросы, т.к. я то же работаю логопедом?


Конечно не буду Smile  Логопедические консультации есть на многих детских сайтах, а у нас будет логопедический конслиум. Это круто! Smile (Как бы сказал мой сын)
Вернуться к началу Перейти вниз
Любовь



География : Москва, Беговая
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 02.10.02 07.11.96

Сообщения : 2944
Регистрация : 2008-09-10

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Чт 30 Окт 2008 - 8:51

Дааа..Shock Я всё поняла. Надо идти к специалисту.
Вернуться к началу Перейти вниз
http://wg18.odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=userPhoto&tkn=2557
Avrora



География : Россия/НИжневартовск
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 24.06.2000

Сообщения : 75
Регистрация : 2009-01-23

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Пт 6 Фев 2009 - 4:29

ЗДравствуйте, моей Танюше тоже 8, но не выговариевает мягкий Л, а твердый - прекрасно. Диагноз - дизартрия. в саду занималась с логопедом на индивидуальных занятиях. сейчас дома делаем гимнастику сами, но сдвигов нет, равно как и с шипящими...
Вернуться к началу Перейти вниз
swetok
Консультант-логопед
Консультант-логопед


География : Россия, Челябинск
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1968, 2002, 2007

Сообщения : 235
Регистрация : 2008-09-27

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Пт 6 Фев 2009 - 23:10

При дизартрии сложно рассчитывать на быстрый успех Sad т.к. причина дефекта кроется в точечном поражении нервов. Поэтому единсвтенный совет, который можно дать - продолжать заняия, заниматься комплексно, обязательно наблюдаться у невролога, проводить курсы, котороые он будет выписывать одновременно с логопедической коррекцией, делать массаж логопедический, он значительно повышает эффективность занятий, заниматься ЛФК, электролечением, улучшать общую и млекую моторику, заниматься этим длительно, и обязательно будет улучшение.
Вернуться к началу Перейти вниз
Avrora



География : Россия/НИжневартовск
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 24.06.2000

Сообщения : 75
Регистрация : 2009-01-23

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Пн 9 Фев 2009 - 1:26

Спасибо большое! Yes
Вернуться к началу Перейти вниз
трио



География : Самара
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2002

Сообщения : 525
Регистрация : 2009-07-16

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Сб 18 Июл 2009 - 18:57

простите, а можно подробнее про логопедический массаж
Вернуться к началу Перейти вниз
Меламори



География : Россия, Фрязино
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2005, 2013




Сообщения : 7259
Регистрация : 2008-09-14

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Сб 18 Июл 2009 - 19:40

Как делают массаж моему неговоруну
Вернуться к началу Перейти вниз
swetok
Консультант-логопед
Консультант-логопед


География : Россия, Челябинск
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1968, 2002, 2007

Сообщения : 235
Регистрация : 2008-09-27

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Сб 18 Июл 2009 - 19:43

Можно. Вот здесь уже писала: http://www.sdvg-deti.com/forum-f6/tema-t486.htm

  • Но вы, наверное, сами понимаете, что лучше, если логомассажем будет заниматься специалист, имеющий корочки массажиста, мед.образование, в идеале логопед - т.е. человек, знающий анатомию и физиологию мышц шеи и артикуляционных мышц. 
  • Если будете заниматься массажем сами, обязательно сначала проконсультируйтесь у хорошего невролога, чтобы он вам показал, где у вашего ребёнка повышен тонус, где понижен, и дал разрешение на проведение массажа (имеются противопоказания к проведению массажа!). 
Вернуться к началу Перейти вниз
трио



География : Самара
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2002

Сообщения : 525
Регистрация : 2009-07-16

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Сб 18 Июл 2009 - 19:48

спасибо :fl
Вернуться к началу Перейти вниз
Sunny



География : ***
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1996

Прежний ник : hartfur
Сообщения : 3583
Регистрация : 2009-05-08

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Сб 18 Июл 2009 - 23:10

Swetok, подскажите, а в 13 реально "Л" откорректировать? Твердый "л" произносит между "л" и "в".
Вернуться к началу Перейти вниз
swetok
Консультант-логопед
Консультант-логопед


География : Россия, Челябинск
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1968, 2002, 2007

Сообщения : 235
Регистрация : 2008-09-27

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Вс 19 Июл 2009 - 2:06

hartfur, реально в любом возрасте Smile Коррекции звукопроизношения все возрасты покорны.
Вернуться к началу Перейти вниз
Avrora



География : Россия/НИжневартовск
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 24.06.2000

Сообщения : 75
Регистрация : 2009-01-23

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Вс 19 Июл 2009 - 2:19

У нас радость - стала говорить мягкий "Л". Отдельно - говорит отлично, а в словах - забывает. Постоянно напоминаю...
Вернуться к началу Перейти вниз
swetok
Консультант-логопед
Консультант-логопед


География : Россия, Челябинск
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1968, 2002, 2007

Сообщения : 235
Регистрация : 2008-09-27

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Вс 19 Июл 2009 - 16:35

Avrora, поздравляю!!! Молодцы, автоматизируйте дальше Smile
Вернуться к началу Перейти вниз
Радуга



География : C-Петербург
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2000

Прежний ник : Rainbow
Сообщения : 3427
Регистрация : 2008-09-10

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Пн 3 Авг 2009 - 1:35

Вот, пришла очередь и за своего ребенка порадоваться. В результате систематических занятий с бабушкой (огромное ей спасибо за это) тоже начал говорить букву "л". Сегодня по телефону разговаривала с ним - слышно достаточно четко. Но пока тоже иногда по привычке говорит по-старому. Мама говорит, что напоминает ему.
Вернуться к началу Перейти вниз
swetok
Консультант-логопед
Консультант-логопед


География : Россия, Челябинск
Женщина СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1968, 2002, 2007

Сообщения : 235
Регистрация : 2008-09-27

СообщениеТема: Re: 8 лет - не говорит звук "Л"   Ср 5 Авг 2009 - 19:27

Радуга, поздравляю!!! Smile
Вернуться к началу Перейти вниз
 

8 лет - не говорит звук "Л"

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
 :: Консультации специалистов :: Архив консультаций :: Консультации логопеда swetok-